Предварительно. Поездка была запланирована в лагерный период, без детей по такому маршруту goo.gl/y2cZ3S. Обстоятельства так складывались, что выезжать нужно было в ночь с 16 на 17 июля. В субботу 15го, с самого утра, было сделано сервисное ТО газовой установки. К вечеру машина вела себя на газу как-то странно, в воскресенье вообще отказывалась переходить на газ. «Мои» газовщики отдыхают, работающие из «авторизованных» шлют на юх. В уме начинаю пересчет финансов, предполагая, от скольких порций рыбных деликатесов придется отказаться…
Первые сутки. Выехали в 2.00 и до Львова доехали на бензине. Поздравили хорошего человека в «Кумпеле» с днем рождения, заодно позавтракав, вызвонил по сайту BRC «авторизованных» львовских (ул. Козельницкая 15А, АОЗТ "Атмосфера-Центр" +38-067-897-09-50). Если без деталей, то через час мы покидали Львов на газе, я снова возвращал в бюджет деликатесы. К 14.00, забив в Берегово все баки «под горлышко», доехали до Лужанки и новый сюрприз. Мы в очереди на пересечь шлагбаум 48-е!!! За бортом цельсии уверенно побороли 30 и потихоньку наростали. До шлагбаума дотянулись за полтора часа, ещё чуть больше прошло, пока родина с нами попрощалась. На удивление, мадьяры в этот день не были в особо рабочем настроении и в целом за 3,5 часа (личный рекорд за два десятка визитов на этот переход) мы оказались за рубежом. Отступление №1. Единой системы взыскания штрафов у венгров пока нет. Мы были кратенько в мае в Будапеште и не заплатили за парковку на набережной тротуарной парковке. Нет, не жлобство, обычно везде за рубежом стараюсь всё везде платить, просто их паркоматы не захотели дружить с нашими визами/МС, искать и тормошить банкоматы ради нала для паркомата мне было лень. Под дворник «прилетел» штраф с очень жесткими санкциями. Я его проигнорировал, и морально был готов пообщаться с венгерскими вахтерами границы и на эту тему. Не довелось, что не могло не улучшить настроение. По совету местных старожилов я отверг гугл с его советом ехать через Будапешт и мы поехали «горОдами». В целом – очень даже ничего. М3 и 4-я вообще без вопросов, сороковые тоже, а вот с дорогами без названия могут быть нюансы в виде переезжающего с одного поля на другое JohnDeereили CLAAS, занимающего почти всю ширину дороги, или достаточно ощутимых неровностей. Не, до Мукачевксого автобана венграм ещё расти, но шанс побить пару колес очень высокий, так что аккуратнее. Обещанная на сайте www.mylpg.eu «живая» заправка с газом в Szentes таки работала, мы заправились по 207 HUF за литр. Чуть дальше видели ещё пару заправок с газом по 209 и 210 HUF. К 20.00 неспеша доехали в НП Hódmezővásárhely, гугл довел до забронированной ранее гостиницы Famahttp://www.hotelfama.hu. Скромненько и чистенько. Её хозяин посоветовал недалеко место для поужинать и к 23.00 мы с большим удовольствием выполнили команду «отбой».
День второй. Я не сказал бы, что моя половина горела желанием вставать в 6.00, но была предварительно закошмарена возможными пересечениями 2-х границ за 1 день и после Лужанки особо не сопротивлялась. Венгерский пограничник посетовал на медленный интернет, я его утешил скоростными способностями украинских коллег. Через 40 минут мы были в Сербии. Отступление №2. Никакой обязательности указатели по гражданству над дорожками на границах и здесь, и далее по маршруту не несут и живут собственной жизнью. Мы проходили и под ЕС, и под «македониан онли» - никто не пытался нас как-то дисциплинировать. Особый экшн – открывание закрытых дорожек и миграция соседей в них. Сербская А1/Е75 никаких особых сюрпризов не принесла. Перед Белградом мы заправили газ по 74 динара, а потом я затупил и вопреки советам форума и настойчивого гугла оказался на белградской окружной. Не скажу, что это кошмар, но тьма фур и очень небольшое количество участков возможного обгона мою среднюю скорость не повысили. Без особых приключений доехали до Вранье, там снова пополнили высушенный газовый бак по 72 динара и поехали в Македонию. Чем ближе к месту назначения, тем быстрее мы проходим границы. Как-то непривычно…))) В Македонии мы оказались через 25 минут. Скопье оставило двойственные ощущения. Парковаться на основных улицах у них категорически запрещено и они не паркуются. Вообще. Боятся, наверное…Зато на параллельных улицах и во дворах – аццкий ад. Примерно, как на троещинском продуктовом рынке в выходной. Из официального центра мы переползли к старому рынку (интересное место, наверное, самое рекомендуемое к посещению в Скопье), выполнили одну из главных задач тура и поехали в Стругу. Автобан как-то плавно превратился в унылую двухсторонку, довольно неплохого качества, но с наличием длинномеров и «простых» грузовиков. Настроение подымали газовые ценники на стеллах – от 24 до 26 динар. Но мы доезжали ещё на сербском газе до ночлега, так что заправка нам грозила уже перед Албанией. Озеро увидели километров за 15, виды впечатляли. Без проблем нашли забронированный заранее кемпинг http://www.campingsunrise.eu/. В этом году они впервые предлагают гостиничные номера в 4-этажном новеньком здании. Мы получили очень приятный номер на 4-м этаже, выполнили омовение в озере и поехали кушать форель в рекомендованном трипадвизором ресторанчике «Два бисера», примерно 5 км по очень серпантинистой дороге. Рекомендации не подвели, форель великолепная, владельцы душевные, вечер удался, и даже 0,7 белого сухого на двоих не помешала благополучно вернуться «домой».
День третий. Утром вернулись в Стругу, надо бы позавтракать. Как только припарковались на «пляжной» парковке, тут же появился «парковщик». В отличие от отечественных – даже без жилетика. Потребовал 2 евро,был послан, машина переехала на 200 м в сторону. На «центральной набережной» тьма питательных заведений, ныряем в первый понравившийся. Около 9 утра мы у них одни из первых. На завтрак нам предлагают выбрать что-то из основного меню. Выбираем жареный в кляре сыр и бутерброд с шампиньонами. Великолепно. Выполнили ещё одну главную задачу тура, заправили газ по 25 и на границу. Без приключений и очень скучно за 15 минут попали в Албанию, и тут нас приветствует Одесса! А ценники на газ вообще вводят в ступор – 40-45 леков за литр. Почти как в Украине. По дороге понимаем, что самая востребованная профессия – мойщик автомобилей. Судя по внешнему виду встречных и обгоняемых/обгоняющих – если ты утром не помылся – с тобой не о чем говорить. Запыленность территории этому способствует. Заодно решается вопрос занятости…) Очередное спасибо Андрею, теперь за Эльбасан. Если ТАКОЕ на окружной, боюсь представить, что же в самом городе… Время от времени дорога объявляет конкурсы на крепкие нервы – затяжные на 3-5 км дуги с ограничением 40 и двойной осевой. Победители конкурсов неизменно обилечиваются толстопузыми членами жюри, прячущимися по доброй традиции «в бузине». Поскольку я в албанском не силён, решил остаться в массовке. Наверное, именно за это мои скоростные шалости остались «незамеченными» доброй феей недалеко от Фиери. Проложенный гуглом маршрут проходит очень близко к Влёре, решаем заехать и пообедать. Меняем доллары по 113, расправляемся в порту с 2-мя тарелками сифуда и одной порцией «средненьких» (7-8 см) креветок, гуляем по центру и едем дальше. Я не обратил внимание, что гугл заменил просчитанную ранее SH4/E853 на SH8. Когда опомнился, было уже поздно. Да, пейзажи, конечно, великолепные. Но серпантины и местные шумахеры – это что-то. Мысленно похвалил себя за поменянные перед поездкой тормозные диски и колодки. К концу перегона я уже был очень уставший и, несмотря на отчаянное мигание газовой лампочки, решил перенести это удовольствие на потом. Тем боле, что цена как-то сильно поднялась и плясала 56-65 за литр.
Дни четвертый-десятый. Я сознательно выбрал далеко не самый дешевый вариант в Саранде. Отель Багамас http://hotelbahamas.al очень выгодно отличается расположением и наличием 25-метрового открытого бассейна. Да, тут есть свои тараканы, но где их нет? Одно из сильных и неприятных впечатлений – поляки. Не исключаю, что хамством и наглостью они скоро будут меряться с паребриками. И даже не берусь угадать, кто кого…
А в остальном всё замечательно, прогноз радует, море шикарное. Обедали у Филиппа все шесть дней. Наверное, одно из самых приятных воспоминаний, не только в этом путешествии. Креветки, угри, кальмары, пеленгас, сардинки, осьминоги, дорада и мидии под холоднющее сухое белое – очень хорошо. Спасибо всем, нашедшим и обратившим внимание на это безусловно достойное внимания место. При расставании решили пополнить домашние запасы и по очень хорошей цене получили 12 литров ранее продегустированного белого. А впереди 5 границ…
Ещё одно яркое впечатление за эти дни – «Голубой глаз» https://en.wikipedia.org/wiki/Blue_Eye,_Albania Да, очень зачётный ручеёк! Я не рискнул прыгать с «балкончика» - не был уверен, что смогу перепрыгнуть торчащие камни. Но с берега пару раз нырнул, причём во второй попытался углубиться прямо в «эпицентр». Куда там! Напор воды такой силы, что я не то, что нырнуть – выплыть в нужно мне направлении не смог. Пришлось уже выползать по ходу из течения. Кстати, надпись про ВВХ на заброшенной заправке присутствует, подтверждаю!
Помимо собственно гостиничного пляжа сделали вылазку в Ксамил. Нашли местечко, в гугле названное «Dzuki plac na namiot». Пару раз там обновили свою полу-палатку с «матрасиками», я даже сплавал на один из островков, видневшихся поблизости. Оказалось, что я далеко не первый, по всей территории предшественники оставили следы своих цивилизаций.
Ужинать по вечерам катались в Саранду или Ксамил. Очень понравился Korali в Ксамиле – адекватный и душевный персонал, вкусно готовят, особенно сифуд (даже после Филипповой таверны мне нравилось). Прямо на аллее вечернего планирования в Саранде приятно удивил Gostivar – салаты, порцию маленьких кебабиков и напитки нам принесли минут через 7-8 после заказа. Причем действительно свежеприготовленные. И вполне сносные по цене. Прямо день в день не смогли попасть в LaPetite, рекомендованный трипадвизором – нужно предварительно резервировать, столиков реально немного. Заморачиваться с бронировками не стали, в другой раз… Виноград, персики, дыни, арбузы – на каждом углу, очень спелые и вкусные по адекватной цене. Албания в целом оставила очень приятное впечатление. Да, их образ жизни лучше всего демонстрирует фото панели управления лифтом. Но при этом, в целом - очень душевные люди. Перегружать примерами не буду, но они были.
День одиннадцатый. Встали пораньше, чтобы до завтрака полностью собраться для выезда. Заправился прямо около гостиницы по 56 леков, и я попытался привести внешний вид автомобиля в какой-то более-менее пристойный вид. Ага, не тут то было. Сонные и не очень сотрудники помывочного сервиса объяснили, что до 8.00 они не работают. Пришлось ехать немытыми – «боже, як невдобно!». На границе получил выговор от грека – я еду не в Болгарию, а в Грецию – окошко одно и обслуживает оба направления. Причём очень быстро. Второй раз я его расстроил отсутствием «родословной» нашего предыдущего маршрута. Не, ну я же не виноват, что сербские, македонские и албанские погранцы экономят время и чернила, штампуя паспорта по настроению. По итогу у жены на 2 штампа больше, чем у меня…) Греческая А2 понравилась качеством дорожного покрытия и впечатлила количеством туннелей. Сильное недоумение вызвал отказ принимать карты для оплаты проезда. Ёклмн, сербы и македонцы берут, а тут – «кэш онли». Пришлось потратить всю мелочь, приготовленную для дальнейшего выполнения основной задачи тура, вносить коррективы в маршрут и искать банкоматы. Поскольку маршрут проходил через Салоники, мы решили его немого удлинить и краешками своих глаз увидеть Халкидики. Нам понравилось, попробуем попасть сюда в следующем году с детьми. Если найдем что-то, подходящее по жилью. Отступление №3. Я понимаю, что Меркель требует от Греции «жить по средствам». Цены на топливо наглядно демонстрируют слуховые способности руководителей страны. Они не сильно отличаются от отечественных. Действительно, бензин/дизель/газ, стоимостью выше, чем в Германии и почти в 2!!! раза выше, чем в соседней Болгарии – понятно, кто платит за развлечения местных банковских,шоколадних, угольных, газовых и прочих «сирот». В ответ я им заправился газом на 10 евро, дотянуть до Болгарии. Когда закончился газ, ехал на украинском бензине, я его аж в Грецию довёз. Греческо-болгарская граница совмещённая, 8 минут – и «доброй дороги». В вечерних сумерках Болгария очень напомнила родные пейзажи. Недалеко от границы заправились газом по 0,8 лева. Гугл акуратно довёл до заказанной гостиницы City в Благоевграде http://www.cityhotelbg.com , очень неплохой, поужинали фруктами и спать.
День двенадцатый. Проснулся раньше будильника, решил проверить, почем кататься по Болгарии и немного озадачился. А тут нужна виньетка. Да, вчера вечером на заправке я какую-то картинку видел, но там было что-то грузовое и с прицепами. Оказалось – всем! Тут же заплатил в интернете за проезд в Румынии https://www.roviniete.ro/en и Молдове http://evinieta.gov.md Первым делом на выезде на трассу купил, наклеил, понял, что не совсем туда (я прилепил под швейцарскую и словенскую, а оказывается, нужно по диагонали). София «порадовала» утренним штурмом столицы. Не в силах тянуться в пробке, мы пешком дошли до местной бессарабки, выполнили ещё одну часть основного задания, и ходу отсюда. Уже на трассе позавтракали кофем с круасанами. Не, в Софию я больше не ездок. Не сильно соблюдая скоростной режим благодаря местным спонсорам, доехали до Русе, снова пополнили газ по 0,78 лева и в Румынию! Заплатили за проезд мостом 2 евро (причём монеты по 50 евроцентов не берут), и уткнулись в очередь в Румынию.Тут как-то повеяло родиной, но пока что не сильно. 40 минут – и мы в Румынии. Трассы ну очень специфические. Зеленый автобан знаками 70-50-30 превращается в круг, потом снова в автобан. Ментов в кустах много, но хороших людей навстречу ещё больше. Культура моргания дальним сильно распространена, благодарность ладошкой непонятна. В Бухаресте перекусили в одном из заведений Дристор http://dristorkebap.com . Несмотря на не очень благозвучное название, неплохой фаст-фуд по местным мотивам. Достаточно быстро пробились в центр, пафосный и достаточно гармоничный по архитектуре, отметили ещё один этап задачи тура – и в путь! По мере продвижения к Молдове цена газа выросла почти на 10% - 2,38 по сравнению с 2,21. Всё равно не Греция. Заправлялся по мере необходимости, избегая Лукойла и прочих Газпромов. Карты берут без вопросов. Переход граница Румынии с Молдовой особых эмоций не вызвал. Повеселила молдовская тётя-пограничница, шмякнувшая штампы без всякой логики на последеней странице почти чистых паспортов. Задавать вопросы не стал, ещё таможенный досмотр спровоцирую..) До Кишинева ехали в ливне, иногда приходилось включать 3-ю скорость дворников. Дорога сносная, сильно напрягает очень плохая видимость боковой разметки. В Кишинёве с большим трудом нашли заказанную ранее гостиницу «Амедиа». До сих пор не понимаю её высокий рейтинг на booking.com, но это уже мелочи.
День тринадцатый. Ввиду того, что стояла задача успеть до 12.00 в лагерь к младшей, выехали в 5.00. Прямо в Кишиневе залил газа по 9,90, заплатил картой, без вопросов. На выезде из Кишинева дождик перерос в дождь, по мере приближения молдовских сепаров он перерос в ливень. На выезде молдаване формально проверили, сепары навстречу даже не вылезли, мы остались непоприветствованные. Через минут 20 выезд из ПМР более строгий. И погранец, и мытарь – всё, как у нормальных. В момент «проверки» где-то очень рядом шарахнула молния. Пропало электричество и весь штат КП (3 человека) ломанулся включать дизель-генератор. У них получилось, и мы уехали на родину. Вернулись, пля. Началось с того, что для получения «талончика» (только украинское ноу-хау) нужно по щиколотки отметиться в приграничной луже. Только украинские КПП прекращают деятельность в грозу – у них нет дизель-генераторов и они тупо сидят и ждут возобновления электроснабжения. Мои попытки понять, что мешает нас пропустить без занесения в базу данных и почему только в Украине такое скотское отношение к людям успеха не принесли. Оказывается, нам неслыханно повезло и через 1 час 15 минут мы вернулись в объятия родины. Дорога до одесской трассы ещё тот квест, она может посоревноваться с мукачевским автобаном. Хорошо, что к этому моменту рассвело и особо яркие места уже было видно. Омлет на ладыжинском ОККО нам пообещали только через 30 минут (загружены), пришлось обойтись бутерами и кофе. Залили газа на шелле, и в пределах скоростного режима к 11 доехали до БЦ. Потом немного потянулись до Саливонок – ремонт. Там свернули в поля и через Обухов полетели в Кончу. Я первый раз попытался ехать по этой трассе средней полосой, в самом начале эта попытка была пресечена новыми полицаями. Аргумент про Кишинев и ребенка в лагере помог, ограничились устным очень строгим предупреждением, и на том спасибо. К деточке успели, что вызвало много положительных эмоций.
Итого – вместе с внутренними перемещениями в Саранде по проехали 4970 км, не залив ни одного литра «чужого» бензина. Подавляющее большинство заправок принимают карты, даже албанцы (на их прощальной заправке висело объявление, что карты ОК, но на 2% дороже – комиссия банка). На Балканы лучше ехать с евро, но доллары тоже приветствуются. На момент нашего выезда 25/07 в обменниках Саранды и Ксамила доллары принимали по 112, евро – по 130. Попытки поискать курсы повыгоднее успеха не принесли, возможно, плохо искал. Готов комментировать и отвечать на вопросы. Спасибо Andy и Parinte за советы, всем - за внимание.
Dreamer -2011, спасибо за отличный отчет и фото ! Фирменная футболка от "aboutbalkan" твоя ! http://forum.aboutbalkan.com/threads/2101/#post-54120
Здравствуйте. Подскажите пожалуйста в месте, в гугле названное «Dzuki plac na namiot», можно одну ночь переночевать в палатке? На машине туда есть подъезд?
Видела на фото в гугл карте, что в этом месте стоят палатки. И обозначено место "Dzuki plac na namiot" на карте значком "кровать". Хотела уточнить, у автора отчета, поскольку он там был, можно ли в этом месте поставить палатку на одну ночь бесплатно? Возможно там стоят запрещающие знаки "разбивать кемпинг нельзя". По маршруту Ксамиль мы будем проезжать транзитом, вечером приезжаем и утром уезжаем и как то за 7-8 часов сна не хочется в кемпинге платить 17,5 евро. По расценкам на июль 7,5 евро за взрослого и 2,5 евро ребенок. Нас 2-е взрослых и ребенок. Возможно вы посоветуете место, где можно недорого переночевать? или поставить свою палатку?
По Албании перемещались достаточно много , но ни разу не видел , что бы палатки ставили "просто так на каком то пляже" . Обычно палатки это только в кемпинге . Отдыхая в Саранде и проезжая в сторону Ксамиля видел небольшой Кемпинг (Saranda Camping "Riverside") , в том числе и туристов с палатками . Мне кажется для ночевки в палатке в том районе идеальный вариант ( утром рекомендую заскочить на пляж Дракона ( пляж " Зеркало)- 5 мин от этого кемпинга на авто в сторону Ксамиля ( по правой стороне). Вне кемпинга , ставить палатку -не рекомендую.